Основы ASO-маркетинга

КАК ПРОДВИНУТЬ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ?

Разработка приложения подходит к концу. Тестировщики находят последние ошибки. И подключается ASO-отдел с оптимизацией и продвижением: поиск ключевиков, выгрузка приложения в магазины, увеличение количество загрузок приложения. ASO – отличный источник органического трафика. Будет замечательно, если в дополнение к App Store Optimization подключить ведение блога (Яндекс.Дзен, например), SMM, контекстную рекламу и таргетированную, подкаст и другие инструменты.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Что такое ASO-маркетинг?

Сегодня создать приложение проще, чем лет 5 назад. Даже именно в этот момент больше возможностей для создания мобильных приложений и игр. Новые технологии ежедневно внедряются в нашу жизнь. И разработка становится проще, быстрее и дешевле.

В студенческие годы мы писали сайты вручную. И доступно это было только избранным. Сейчас создать сайт может любой школьник. И создание заключается во «взял» — «перетащил» — «вставил». Даже в SEO разбираться толком не надо. Есть плагины. Есть сервисы. Все работает в автоматическом режиме. Только успевайте следить за уведомлениями: «В текст нужно добавить следующие ключевые слова«.

Возможно так будет и с мобильными приложениями: «Вашему ASO необходима оптимизация по следующим пунктам. Для начала выберите конкурентов, чтобы мы определили актуальные ключевые слова… Ваши показатели готовы».

Индустрия мобильных приложений – новая современная золотая жила. Пользователи проводят в приложениях и играх большую часть своего свободного времени. Мы уже не представляем свою жизнь без полезных приложений. А Wi-Fi практически не выключаем.

Ежедневно в магазинах AppStore и Google Play появляются тысячи новых приложений! Разработчики оказывают влияние на миллиарды пользователей во всем мире. И как в этом шуме выделиться со своим приложением или игрой? ASO!

ASO (App Store Optimization) — комплекс действий по оптимизации и продвижению мобильного приложения в AppStore и Google Play и других магазинах приложений.

Создав и загрузив приложение в App Store или Google Play без маркетинга, вы не получите миллионы скачиваний. Тысячи приложений появляются ежедневно. Но где они все? На слуху у нас мало приложений. И кажется, что других не существует. Без ASO-маркетинга ваши шансы ничтожно малы.

Если у вас еще нет приложения, то задайтесь вопросом: «Насколько мое приложение будет доступно и легкое в использовании для ГОЛОДНОГО рынка?»

Люди скачивают те приложения, которые они понимают быстрее всего. Плюс маркетинга в наше время в том, что легче и дешевле выходить на миллионную аудиторию. Минус – сумасшедшая конкуренция. Даже вложив мешки денег в рекламу, вы не заинтересуете людей. Ваше приложение должно проникнуть в их интересы, будучи креативным и простым для понимания. Если вы не выделяетесь, то затеряетесь в море приложений.

Допустим, у вас лучшее приложение на свете. Но не появляется в результатах поиска. Когда мы что-то ищем в интернете, то просматриваем максимум 1-3 страницы выдачи. Все, что ниже – мы не смотрим. О том, как облегчить путь на вверх выдачи читайте в статье о продвижении.

Раньше, когда алгоритмы были не такими умными, нам приходилось листать дальше 10 страницы выдачи. Сейчас мы останавливаем выбор лишь на первых строчках. Тоже самое касается поиска игр и приложений. Без ASO-маркетинга ваше приложение умрет. И его никто не будет оплакивать.

Текстовая оптимизация

Текстовая оптимизация – работа с ключевыми словами. Когда в поисковой строке мы вводим «игра на двоих», то нам магазин выдает игры на основе анализа описания игр или метатегов. Если ваша игра индексируется по этим ключевым словам, то пользователь найдет вас и перейдет на страницу. Но установит ли? От этого зависит графическая оптимизация – насколько привлекательными выглядят скриншоты. Но об этом позже.

Первым делом мы составляем семантическое ядро – всевозможные поисковые запросы (что и как ищут пользователи). Есть два способа: вручную и автоматический подбор. К первому относятся:

  • Анализ похожих приложений и конкурентов.
  • Suggest-запросы (предлагаемые запросы) в магазинах приложений.
  • Через сервисы: sinonim.org, keywordtool.io, localizedirect.com и др.

Автоматический подбор осуществляется, например, в Asodesk. В нем вы можете улучшить видимость приложения и повысить установки. А также беспрерывно отслеживать ключевые метрики. Процесс текстовой оптимизации цикличен. Обновили описание – мониторите показатели. Стали лучше — работаете над следующими элементами. Стали хуже — выясняете причины, откатываетесь и дорабатываете.

Графическая оптимизация

Графические элементы цепляют наше внимание. Чем красивее картинка, тем сильнее желание стать ее частью (установить приложение). Красивые элементы коррелируют с высокими показателями установок. К графическим элементам относятся:

  • Иконка – самый важный элемент. Она должна быть привлекательной, читаемой и сезонной. В зимнее время хочется чего-то новогоднего. Но летом мы воспримем, что игру забросили и не обновляют.
  • Скриншоты. Должны быть в единой цветовой гамме. Текст читаем и эффектен. Times New Roman не зажжет наше желание.
  • Видео. Показывают функционал приложений и геймплей. Главное – проводить регулярные A/B тесты (сравнение эффективности двух вариантов «до» и «после»).

Разработчики, которые запускают приложение без цели и четкого видения, быстро уходят в небытие. Представьте свое приложение через три года. К этому видению и стремитесь!

  • Чем ваше приложение лучше других похожих?
  • Как оно повлияло на жизнь людей?
  • Что пишут пользователи в магазине приложений?

Не забывайте про сезонную оптимизацию мобильных приложений. Интересные идеи можете найти по ссылке.

Факторы ранжирования

Идея оптимизации в App Store и Google Play одинакова, но есть некоторые различия. Google разрешает только один видеоролик с предварительным просмотром, а Apple – три 30-секундных видеоролика.

Все знают, что ASO-оптимизация начинается с поиска ключевых слов. Хотя Apple и Google по-разному их читают. Например, текст описания приложения не влияет на индексацию в App Store. Хотя, некоторые АСОшники все-таки советуют оптимизировать текст в App Store.

Apple сокращает название приложения до 18 символов (из 30 разрешенных). В выдаче появляются либо 3 портретных скриншота, либо 1 альбомный. В Play Store длина заголовка отображаются в зависимости от устройства. А скриншоты не отображаются при поиске по ключевым словам. Но следите за новостями нововведений! Возможно, на данный момент эта информация уже не актуальна. Оптимизация не стоит на месте.

В Google Play Store есть два поля описания приложения: краткое описание (80 символов) и длинное описание (4000 символов). Поисковый алгоритм придает большее значение длинному описанию. Поэтому добавьте в первые три приложения наиболее важные ключевые слова.

Еще важный лайфхак по поисковой оптимизации — не меняйте ключевые слова сразу на всех локалиях. Спад трафика будет существенным. И чтобы вернуть позиции придется возвращать все обратно. Меняйте ключи постепенно!

Магазины приложений не раскрывают основу своих алгоритмов поиска. Большинство же факторов находятся под нашим контролем. Их мы сейчас и рассмотрим

1. Релевантные ключевые слова. Ключевые слова являются основным компонентом оптимизации приложений (ASO). Существуют описательные ключи, ключи-проблемы, ключи-местоположения, ключи-действия и т.д. При выборе ключевых слов соблюдайте баланс между релевантностью и сложностью.

2. Название приложения. Это важный компонент метаданных приложения. Алгоритмы ASO обращают на него первоочередное внимание. Но не перебарщивайте с ключевыми словами – это может сказаться на показателях конверсии. Порядок ключей имеет значение! Если приложение непопулярно, то разместите наиболее релевантные ключи первыми. По мере продвижения приложения работайте и над названием.

3. Правильная категория. Выбор категории должен начинаться с пониманием релевантности. Категория должна отражать наиболее важные характеристики вашего приложения. В Google Play Store теги приложений играют значительную роль. Не бойтесь экспериментировать с категориями приложений. Это также влияет на продвижение.

4. URL-адрес. Многие не обращают внимания на URL-адрес. Хотя он влияет на индексацию в магазине приложений. Перед тем, как нажать кнопку «Опубликовать», внимательно проследите за адресом. После публикации вы не сможете его изменить. Именно этот пункт чаще всего обходят стороной специалисты по продвижению мобильных приложений.

5. Описание приложения. Google активно использует ключевые слова в описании для ранжирования приложения. Хотя Apple не индексирует ключевые слова в описании приложения, пренебрегать они не стоит. Описание должно быть легким для восприятия, иметь структуру и решать основные боли пользователей. И вы должны хорошо понимать запросы вашей целевой аудитории.

6. Уникальная иконка. Алгоритмы ASO опираются на ключевые слова, метаданные и другие текстовые элементы. Но для привлечения пользователей важны графические элементы дизайна. Иконка – вот, что видят пользователи в первую очередь. Требования к иконкам: 512px на 512px для Play Store и 1024px на 1024px для Apple App Store.

7. Качественные скриншоты. Следующий элемент после иконки, на который обращают внимание пользователи – скриншоты приложения. Их основная идея – дать пользователю взглянуть на работу приложения. В начале лучше размещать наиболее привлекающие внимание скриншоты. Apple App Store позволяет добавлять до десяти скриншотов, в Play Store их всего восемь. Размер изображения может варьироваться от 320px до 3840px.

8. Видеоролики. Их основная задача – показать функционал приложения и пользовательский интерфейс. Хороший ролик влияет на увеличение пожизненной ценности приложения. Плохое видео негативно повлияет на количество установок. Длительность видео должна составлять от 15 до 30 секунд. Полезная статья о видеомаркетинге.

9. Локализация. У вас есть возможность доступа к глобальной аудитории. Грех этим не пользоваться! Задача локализации – сделать страницы приложений более привлекательными для иностранных пользователей. Apple поддерживает страницы продуктов на 40 различных языках. Google Play допускает до 82 локализаций. Именно поэтому высоко ценятся АСОшники со знанием иностранных языков.

10. Общее количество установок. Это единственный фактор ранжирования, который не находится под вашим контролем. Невозможно контролировать количество установок и удалений приложения. Высокий процент удалений негативно скажется на рейтинге вашего приложения. Среди распространенных причин удаления — проблемы с производительностью, неудовлетворенные ожидания, потеря актуальности со временем. Внимательно читайте отзывы пользователей. Отвечайте на них. И устраняйте проблемы.

11. Рейтинги и отзывы. АСОшник обязан отслеживать вопросы и отзывы, и быстро на них реагировать. При поиске приложений, пользователи обращают внимание на название приложения, иконку и оценки пользователей. Примеры отзывов можете посмотреть в этой статье. Используйте при написании отзывов или ответов на них ключевые слова. Это тоже поможет подняться в выдаче.

12. Обратные ссылки. Обратные ссылки — это фактор ранжирования, который влияет как на SEO, так и на ASO вашего приложения (для Google Play Store). В идеале обратная ссылка — это высококачественная ссылка (с высоким показателем Domain Authority или App Authority), имеющая отношение к теме вашего приложения.

5 правил ASO

1 правило. Заголовок не должен быть длинным
Все популярные приложения из рейтинга имеют короткие или средней длины заголовки. Без обилия дополнительных ключей. Идеально, когда главный ключ, имеющий наибольший ранжирующий вес, содержится в названии самого приложения. Или является частью названия.

Заголовок в Apple App Store не может превышать 30 символов в длину, а в Google Play не может превышать 50 символов в длину. Должен легко читаться и выглядеть не так, как похожие приложения в выдаче по вашим ключам. Подробнее о продвижении в Apple App Store и Google Play читайте в этой статье.

2 правило. Иконка должна выделяться
Привлекательная иконка — залог перехода на страницу приложения. Она должна быть понятна и отражать основную функцию приложения. Иконка обладает большим весом, чем красивое описание с ключами. На первом месте — визуал, на втором — текст. По иконке встречают. А если иконка “такое себе”, то текст не оценят. В App Store ключевые слова не участвуют в ранжировании, но это не значит, что их добавлять не надо. АСО = Визуальная оптимизация + текстовая оптимизация.

3 правило. Создайте эффектное видео
Видео дает большое преимущество в поисковой выдаче. Регулярно обновляйте приложение. Проводите A/B-тесты. Если думаете, что нашли идеальные скриншоты и видео, то запускайте новые тесты. Всегда найдется что-то эффективнее. Больше половины пользователей решают скачать приложение исходя из визуала.

4 правило. Добавляйте отзывы
Никто не будет скачивать приложение без отзывов. Ну, может кто-то и будет. Но это количество — не предел мечтаний. При наличии “плохих” отзывов, добавляйте “хорошие”. Но, если не устраните причины негатива, то в бесконечной гонке проиграете рано или поздно. Пользователи принимают решение о скачивании, как писал выше, — исходя из визуала, но 90% из них все-таки читают первые отзывы о приложении. Никто не хочет тратить время на изучение приложения, которое не вызвало восторг у других пользователей. Работа с отзывами важна для App Store Optimization.

5. Больше упоминаний! Еще больше!
Информация о приложении должна быть не только в магазинах приложений, но и за пределами: на сайте, в блогах, соцсетях, форумах, видео-каналах. Увеличивайте точки контакта приложения с потенциальными пользователями. Примерные точки контакта: письма, реклама, визитки, буклеты, офис, одежда, пресс-релиз, подкаст, интервью, прямые эфиры, награды, розыгрыши, сотрудники, подарки. Лучший АСОшник тот, кто умеет продвигать мобильные приложения везде, а не только в магазинах.

Вирусность игр

Вирусность — это не стечение обстоятельств, а практически всегда спланированная кампания. Но ведь бывает и так, что выложил видео, а утром стал знаменитым – заметите вы. Раньше, когда не было большого объема информации, так и происходило. И главный фактор «в случайности» или «в планировании» — репост человека с большой аудиторией.

Вирусность (виральность) – термин, обозначающий явление, когда продукт или услуга испытывает экспоненциальный рост в течении короткого промежутка времени. Если игра или приложение обладает такой характеристикой, то аудитория распространит его самостоятельно.

Глава региона предложил запретить продажу алкоголя без QR-кода о вакцинации… И мы сразу же отправляет новость пьющим друзьям, которым некогда сделать прививку. Но не делимся новостями о новом антирекорде.

Играми и приложениями в каких случаях делимся? Когда они дают уникальный опыт пользования, который мы не никогда не забудем. Никакой маркетинг не сделает приложение вирусным без этого главного компонента.

Но может все-таки есть что-то? Есть – инструмент создания искусственной виральности:

  1. Пользователь скачивает приложение.
  2. Приложение предлагает необходимый для прохождения бонус.
  3. Чтобы его получить, нужно поделиться приложением.
  4. Друг скачивает и указывает имя посоветовавшего пользователя.
  5. Цикл продолжается.

Так пользователи передают из уст в уста информацию, приводящую к рефералам. Если мы попросим кого-то что-то скачать, то какова вероятность скачивания? Низкая. Поэтому мы сначала вызываем интерес к приложению, а уже потом подводим к скачиванию.

Таким инструментом воспользовались основатели Dropbox. Традиционная реклама не давала отдачи, видеоролики были не нужны сёрферам интернета. И тогда Dropbox создали одну из самых вирусных реферальных программ. Они просто разместили кнопку с надписью: «Получите бесплатное пространство». За каждого приведенного друга пользователи получали 500 Мб. Места много не бывает, поэтому они стали публиковать ссылки в подписях в блогах, почте, соцсетях. В результате Dropbox вырос со 100 000 до 4 000 000 пользователей чуть больше, чем за год

Инструменты вирусности:

  1. Реферальная система.
  2. Интеграция с социальными сетями.
  3. Возможность создания пользовательского контента.
  4. Связь с другими вашими проектами.
  5. Клиентоориентированный сервис.
  6. Легкий процесс регистрации/пользования.
  7. WOW-функции.

И главное – ваше приложение должно быть настолько простым, красивым и функциональным, чтобы пользователь мог как можно легче и быстрее достичь желаемого результата.

Skyrocket

В компании PreApps (агентство по маркетингу приложений, Boston, MA) придумали стратегию продвижения мобильных приложений (ASO) для увеличения органического трафика – Skyrocket. Подходит для запуска любого приложения в App Store и Google Play. Она состоит из 10 шагов.

1. Креативное и удобное для поиска название
Название приложения должно быть понятным и вызывать интерес: о чём оно и для чего? 3 важных составляющих: привлекать, рассказывать, оставаться в памяти. Немаловажно включать в название ключевые слова.

Например, PreApps вывели новую соцсеть TagFi на первое место AppStore по ключу «Social Group». Они изменили название на «TagFi — Social Group». В названии рекомендуется ограничиться 2-3 ключевыми словами. Главное – качество, а не количество.

2. Привлекательная иконка
Первым делом пользователь обращает внимание не на название приложения, а на иконку. Она должна быть уникальной, убедительной и простой. В популярных иконках используются яркие цвета и узнаваемый символ. Важно избегать большого количества текста, форм и цветов. Визуальный мусор не придаёт цену иконке.

3. Ключевые слова
Чтобы наш сайт выходил в поисковой выдаче по определённым запросам, то добавляем на страницы как можно больше этих запросов (ключевых слов). Так поисковые системы понимают, о чём этот сайт и направляют трафик. То же самое справедливо для App Store и Google Play.

По статистике, поиск по ключевым запросам отвечает за большую часть всех загрузок приложений. Подбор ключей включает исследование того, что пользователи ищут и какие слова используют конкуренты. Важно чтобы ключи имели высокий объём поиска, низкую конкуренцию и высокую вероятность ранжирования.

App Store позволяет вводить до 100 символов для ранжирования. Google Play Store не позволяет напрямую вводить ключевые слова. Вместо этого, он учитывает название, описание и отзывы пользователей.

4. Вирусные видеоролики
Чтобы приложение стало вирусным, нужны вирусные видео: на страницах соцсетей, в рекламе, на каналах видеохостингов. Вирусность – залог качественного видео. Больше 90% приложений используют видео в качестве основной точки контакта с пользователями. В начале пути делайте то, что делают ведущие разработчики, затем – лучше них.

Качественное видео обучает, воодушевляет и побуждает к загрузке. Используйте закадровый голос, текст, фоновую музыку.

5. Захватывающие скриншоты
Скриншоты должны быть убедительными и привлекательными, как витрины в дорогих магазинах. Каждый скриншот должен подчёркивать одно важное преимущество и дублироваться в тексте.

6. Убедительное описание
Большинство пользователей не читают полностью описание приложение. Если мы пишем статью, то нам важно, чтобы читатели прочитали её полностью. Не зря придуман показатель «процент дочитывания». Описание приложения выполняет две функции:

Первые несколько строк рассказывают суть приложения. И включают важные ключи. Всё главное пишем в начале!
Остальной текст детализирует эту суть. И включает другие ключи для индексации приложения.
ASO-маркетологи используют формулу AIDA: Внимание, Интерес, Желание и Действие. Вначале привлекаем внимание. Используем авторитетный тон. В следующем абзаце заинтересовываем. Объясняем, чем это приложение лучше аналогичных. В третьем абзаце чётче формулируем преимущества. И побуждаем к установке приложения.

7. СМИ
Как стать известным приложением? Привлечь внимание СМИ, блогеров и лидеров мнения. Рекламу нужно запускать ещё до запуска приложения. Пишем SEO-статьи, делаем анонсы и интерактив в соцсетях. После запуска используем платные варианты рекламы. Первые две недели самые важные.

8. Локализация
У каждого приложения есть потенциал для охвата мировой аудитории. Локализуйте название, описание и ключевые слова для каждой страны. Локализация способна увеличить видимость и количество загрузок приложения. Знание английского языка важно для ASO-маркетолога. Но никто не мешает пользоваться Google translate. Если бюджет позволяет, можете воспользоваться услугами профессиональных переводчиков.

9. Отзывы
Отзывы в App Store и Google Play влияют на рейтинг и видимость приложения. Важно отвечать на каждый отзыв. И использовать в ответе ключевые слова. Также отзывы помогают стать вашему приложению лучше!

10. Социальные сети
В PreApps утверждают, что 19% пользователей соцсетей принимают решение о скачивании приложения. Поддерживая свои страницы в соцсетях, вы привлечете новых пользователей и удержите старых. Ваши страницы должны стать местом сбора увлечённых людей.

Sean Casto в книге «App Secrets: How To Create A Million Dollar App» пишет:

«По данным Facebook, оптимальное время — понедельник — четверг с 11 утра до 5 вечера по восточному времени. (EST UTC-5 в MSK UTC+3). Оптимальное время для Twitter — понедельник — четверг с 9 утра до 3 часов дня по восточному времени. Размещение целевого контента в определённое время приведет к более высокому уровню вовлечённости пользователей и, следовательно, увеличится количество загрузок. Кроме того, мы обнаружили, что использование заглавных букв при наборе текста для первой буквы слов на 52% увеличивает количество повторных перепостов.»

Скорректируйте план продвижения приложения, используя метод Скайрокет. Оптимизация App Store (ASO) — это основной компонент каждой успешной стратегии продвижения приложений, который нельзя упускать из виду. Более 67% всех загрузок из магазинов приложений происходит под влиянием результатов поиска. Если вы подключите к своей стратегии продвижения ASO, то сможете привлечь миллионы потенциальных загрузок приложений при значительно меньших затратах.

БОНУС

Блог об ASO

Первый профессиональный блог об ASO-маркетинге и продвижении мобильных игр и приложений. Читайте, продвигайте!

Творческая студия “Дело восприятия”

©2021. Дело восприятия. Все права защищены