Жанр рок-музыки сегодня скорее мёртв, чем жив. Молодежь сейчас предпочитает более электронное звучание с плохо различимой артикуляцией исполнителей. О чём они поют? В чем смысл текстов? Это неважно, главное – музыка «качает». Может ли модель латерального мышления ДКЛМЦ помочь нам найти новый музыкальный жанр или обновить старый так, чтобы он понравился слушателям?
Для примера рассмотрим мой любимый жанр – панк-рок: простые ритмы, агрессивные тексты, грязное звучание, красота в несовершенстве. Однако вы можете использовать эту методику для любого другого жанра.
Модель ДКЛМЦ основана на пяти ключевых принципах, обозначенных этой аббревиатурой: Дробление, Кластеризация, Локализация, Модификация и Цикличность. Эти принципы помогают находить новые идеи и подходы.
Давайте кратко опишем каждый из них для лучшего понимания:
- Дробление: разделение проблемы на составные части.
- Кластеризация: работа с отдельными элементами проблемы.
- Локализация: сужение фокуса для детального анализа и адаптации.
- Модификация: изменение структуры проблемы для устранения ее причин.
- Цикличность: использование повторяющихся процессов.
Но данные принципы нужно применять к чему-то, а не к абстрактной цели “придумать новый жанр”. Поэтому, после выбранной цели нужно определить звено. Оно необходимо, чтобы понять над чем нужно работать, чтобы достичь конечную цель. Рассмотрим возможные аспекты, которые могут стать таким звеном:
- Вокал
- Ударные
- Бас
- Гитара
- Синтезатор
- Другие инструменты
- Эффекты
- Мелодия
- Ритм и темп
- Визуальные образы
- Настроение
- Сведение
Можно за одну латеральную сессию проработать одно звено или несколько. Мы будем для каждого звена находить варианты, чтобы потом отобрать лучшие и сформулировать наш новый жанр.
Дробление
Я не стану подробно останавливаться на том, как работают все принципы, поскольку об этом уже написано множество статей на сайте. Просто приведу вопросы, которые помогут вам найти ответы. Эти вопросы следует задать для каждого звена. Например, для звена «гитара» подойдет такой вопрос: «Какие элементы можно убрать без потери качества?» В панк-роке гитары обычно используют дисторшн. Ответив на этот вопрос, мы могли бы убрать перегруз.
- Какие элементы можно убрать без потери качества?
- Можно ли заменить сложные процессы более простыми?
- Как сделать звено интуитивно понятными для слушателей?
- Какую дополнительную функциональность можно добавить?
- Какие смежные области можно охватить?
- Что еще можно предложить слушателям?
- На какие независимые модули можно разделить систему?
- Из каких частей состоит звено?
- Существуют ли альтернативные способы выполнения задачи?
- Могу ли я изменить последовательность действий?
- Если бы я начал с нуля, какие этапы были бы обязательны, а какие нет?
Кластеризация
- Какие ключевые характеристики можно усилить, чтобы увеличить привлекательность?
- Каким образом можно акцентировать внимание?
- Как можно сократить сложность продукта, сохранив его основную функцию?
- Какие элементы можно упростить без ущерба для качества?
- С какими жанрами можно сопоставить наш жанр?
- В чем наши сильные стороны по сравнению с ними?
- Можно ли объединить разные функции или жанры для создания новой ценности?
- Есть ли возможность совместить несочетаемые на первый взгляд элементы?
- Можете ли вы найти общие черты между различными элементами?
- Что можно добавить к существующему решению, чтобы оно стало уникальным?
- Можно ли комбинировать элементы из разных областей для достижения новых результатов?
- Существуют ли схожие примеры в других сферах, которые можно адаптировать?
- Стоит ли рассмотреть изменения в структуре элементов?
Локализация
- Как изменится восприятие жанра, если посмотреть на него с другой точки зрения?
- Какие новые контексты можно исследовать, чтобы увидеть предмет иначе?
- Какие индивидуальные потребности слушателей можно учесть для улучшения жанра?
- Как можно адаптировать предложение под конкретные запросы аудитории?
- Какой идеальный вариант жанра мог бы существовать в будущем?
- Что нужно сделать, чтобы приблизиться к этому идеалу?
- Можно ли сузить область исследования, чтобы сосредоточиться на наиболее важных аспектах?
- Существует ли возможность локализовать жанр для конкретного региона или рынка?
- Можно ли использовать локальную специфику для улучшения жанра?
- В каком направлении стоит двигаться дальше, исходя из текущих данных?
- Есть ли необходимость пересмотреть текущие приоритеты?
Модификация
- Какие элементы можно исключить без ухудшения результата?
- Что является избыточным и усложняет процесс?
- Какие новые функции или характеристики могут повысить ценность жанра?
- Что можно добавить, чтобы улучшить взаимодействие с пользователем?
- Как изменение последовательности шагов повлияет на результативность?
- Можно ли изменить порядок операций для повышения эффективности?
- Какие альтернативные методы или технологии могут дать лучший результат?
- Есть ли возможность заменить существующие элементы на более современные аналоги?
- Что можно автоматизировать для ускорения процесса?
- Как можно улучшить текущее решение, основываясь на обратной связи от слушателей?
- Какие элементы требуют доработки для соответствия современным стандартам?
- Какие аспекты продукта устарели и нуждаются в обновлении?
- Можно ли внедрить новые технологии для улучшения производительности?
Цикличность
- Как учитывать сезонные колебания спроса при планировании производства или маркетинга?
- Какие изменения в продуктовой линейке можно внести в зависимости от времени года?
- Какие рутинные задачи можно автоматизировать для экономии ресурсов?
- Как автоматизация может повлиять на качество и скорость выполнения задач?
- Какие тенденции и изменения в отрасли могут повлиять на будущее развитие продукта?
- Что нужно предпринять, чтобы подготовиться к возможным изменениям на рынке?
- Можно ли ввести регулярные проверки и обновления для поддержания актуальности продукта?
- Существуют ли возможности для внедрения циклов обратной связи с клиентами?
- Можно ли стандартизировать определенные процессы для облегчения их повторения?
- Есть ли возможность создать цикл обучения и развития внутри команды?
- Нужно ли регулярно пересматривать стратегии и планы для адаптации к изменяющимся условиям?
Промпты для ChatGPT
Некоторые задачи требуют предварительной подготовки, особенно когда речь идет о понимании рынка или предпочтений аудитории. Для ускорения процесса можно воспользоваться ИИ, однако не стоит ожидать от него прорывных идей. Тем не менее, иногда ИИ способен предложить оригинальные концепции, которые затем можно развить самостоятельно.
Пример промпта:
Я хочу создать новый жанр на основе панк-рока, эмбиента и танцевальной музыки. Давай разберем на примере одного элемента «вокал», как его можно модернизировать. Не затрагивай жанр в целом или инструменты. Ответь на следующие вопросы, касающиеся вокала: … .
Какие элементы можно убрать без потери качества? Убрать излишнюю обработку (например, чрезмерный ревербератор или эквалайзер), чтобы сохранить естественность звучания. Исключить сложные гармонии и многоголосие, оставив более простой, но выразительный вокал.
Можно ли заменить сложные процессы более простыми? Заменить сложные вокальные партии на более простые мелодии или фразы, которые легко запоминаются.
Какую дополнительную функциональность можно добавить? Включить элементы живого исполнения, например, использование импровизации в некоторых частях песен. Включить паузы в исполнение, чтобы слушатели сами добавляли нужные слова.
На какие независимые модули можно разделить систему? Текстовая часть (лирические темы и содержание). Мелодическая часть (мелодии и гармонии). Обработка (эффекты и технологии записи).
Но этот процесс будет долгим. Можно упростить его через промпт:
Хочу придумать новый жанр музыки на основе панк-рока, но он должен быть интересен современным слушателям. Сгенерируй идеи на основе методики ДКЛМЦ… (информация о методике). Но данные принципы нужно применять не к абстрактной цели “придумать новый жанр”, а к конкрентным звеньям… (список звеньев).
Другие инструменты
• Дробление: Определить, какие инструменты могут дополнить основную группу (например, духовые или струнные).
• Кластеризация: Исследовать влияние различных инструментов на общее звучание.
• Локализация: Выбрать несколько ключевых инструментов для создания уникального звучания.
• Модификация: Использовать инструменты в неожиданных ролях (например, скрипка как ритм-инструмент).
• Цикличность: Внедрить повторяющиеся мелодии или мотивы от других инструментов.
Такой промпт может дать только направление для мысли, но не ответить «как все-таки действовать».
Что в итоге получается
- Вокал: не скрывать недостатки голоса, а подчеркнуть их уникальность. Использовать многоголосие в припеве для создания богатства звучания. Совмещать речитатив с традиционным вокалом, добавляя естественные звуки, такие как покашливание или смех. Заменять инструментальные соло голосом, используя различные интонации и эмоциональные оттенки. Переходить от мужского голоса к женскому или переключаться с одного языка на другой для создания контраста. Основной голос можно разместить на заднем плане, в то время как на переднем плане будет звучать перевод на другой язык. Добавить звуки животных.
- Ударные: варьировать скорости игры, чтобы создать динамику и напряжение в песне. Создать циклические структуры, где одни и те же ударные партии повторяются через определенные интервалы времени. Добавлять элементы драм-н-бейса, фанка или трип-хопа. Изменять громкость отдельных инструментов внутри ритма, делая акцент на определенных ударах.
- Бас: комбинация бас-гитары с синтезированным звуком. Обработка эффектом дисторшн. Использовать нестандартных ритмических фигур. Солирующий бас.
- Гитара: использовать фазеры, флэнжеры и фузз.
- Другие инструменты: использовать индонезийские музыкальные инструменты.
Давайте теперь спросим у ИИ, что можно добавить в другие звенья:
Это то, что я хочу видеть в своем музыкальном жанре. Теперь подумай, чем можно усилить это, используя: синтезатор, эффекты, мелодия, ритм и темп, настроение и сведение. Звучание должно быть уникальным, но интересным для молодежи. Эта музыка, которую будут включать в клубах. То есть совмещение танцевальной электронной музыки с живыми музыкантами для создание шоу.
Используйте пэды с длинным сустейном и мягкими фильтрами, чтобы заполнить пространство между основными инструментами. Экспериментируйте с модуляцией и изменениями тембра в реальном времени, чтобы добавить динамики и напряжения. Это может быть достигнуто с помощью LFO (Low Frequency Oscillator) и энвелопов. Применяйте биткрашеры и деструктивные эффекты для создания интересных текстурных звуков, особенно в переходах и брейках. Создайте запоминающиеся мелодические фразы и мотивы, которые легко улавливаются ухом и остаются в памяти. Введите полиритмию, где разные инструменты играют в разных ритмах, но все они гармонично сочетаются. Это создаст сложный и интересный ритм. Делайте акценты на слабых долях, чтобы внести элемент неожиданности и драйва. Рассмотрите возможность сотрудничества с известными диджеями или продюсерами, чтобы привлечь внимание к вашему проекту и расширить аудиторию.
Попросим ИИ презентовать данный жанр:
Сделай описание этого жанра: что, для кого, почему нужно его слушать. А также придумай название. И приведи примеры групп, которые играют в этом жанре. Затем придумай промт для ИИ, чтобы он смог сгенерировать музыку в этом жанре
Polysonic Fusion
Polysonic Fusion — это музыкальный жанр, который объединяет элементы электронной музыки, психоделического рока, фанк-фьюжна и этнической музыки, создавая уникальное и экспериментальное звучание. Этот жанр стремится выйти за рамки традиционных музыкальных форматов, предлагая слушателям глубокий и многослойный опыт, наполненный сложными ритмами, необычным вокалом и яркими инструментальными партиями.
Polysonic Fusion предназначен для молодых и открытых новому слушателей, которые ценят инновационные и экспериментальные музыкальные формы. Этот жанр привлекает любителей электронной музыки, поклонников живой инструментальной игры, а также тех, кто ищет что-то новое и необычное в мире современной музыки. Polysonic Fusion идеально подходит для клубов и вечеринок, поскольку его энергичный и динамичный характер способен завести толпу.
Примеры групп, играющих в этом жанре:
Tame Impala — австралийская группа, известная своим психоделическим звучанием и экспериментами с электронной музыкой.
FKA twigs — английская певица и продюсер, известная своими экспериментальными работами, совмещающими R&B, электронную музыку и авангард.
Итог
Конечно, методика латерального мышления ДКЛМЦ универсальна и применима не только в бизнесе, но и в творческих сферах, таких как музыка. Ее можно успешно сочетать с искусственным интеллектом для достижения еще более инновационных результатов. Однако, чтобы максимально эффективно использовать эту методику, необходимо обладать хорошей теоретической базой, иметь широкий кругозор и богатый опыт. Качество конечного результата во многом зависит от мастерства «оператора», а не только от самой методики. Даже без глубокого погружения в тему можно достичь неплохих начальных результатов, которые впоследствии можно улучшить и довести до совершенства. Желаю вам успехов в поисках своего уникального звучания и создании собственного музыкального жанра!