Назад

Советы по ораторскому мастерству от Диогена и Цицерона

Когда Диогена Синопского изгнали из Синопа за перечеканку монет, он нашел себя в философии. В Афинах он примкнул к Антисфену, главному теоретику кинизма. Тогда он для себя провозгласил идеал аскетизма и свое жилище устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде – пифосе (а не в бочке). По своей бедности ему приходилось просить подаяния, что было для него непривычным. Он боялся отказов. И чтобы приучить себя к ним, он начал просить у статуй. Так он приучил себя не только спрашивать, но и язвительно отвечать. 

У первого человека, он попросил подаяния так: «Если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня». Но с опытом он научился говорить прямо и коротко. Например, друзей он просил не «дать ему деньги», а «отдать его деньги». 

Диоген Лаэртский в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (140–150 г.г.) привел немало интересных фактов из жизни Диогена Синопского, но без хронологической связности и фактической достоверности. 

Он писал, что однажды Диоген попросил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь», — говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить, — сказал Диоген, — я убедил бы тебя удавиться». А когда один юноша разглагольствовал перед народом, Диоген набил себе пазуху волчьими бобами, сел напротив него и стал их пожирать. Когда все обратили взгляды на него, он сказал: «Удивительно, как это вы все забыли о мальчишке и смотрите на меня?»

А Платону о его многоречивости он говорил: «Когда тебя спрашивают, сколько будет дважды два, разве ты отвечаешь: двадцать? Этак ты и даешь не то, о чем просят, и отвечаешь не о том, о чем спрашивают». А видя стесняющего юношу на сцене, он говорил: «Смелей! Это краска добродетели».

И раз мы затронули сразу две темы: философию и правильную речь, то выделю основные советы ораторского искусства одного из самых блестящих ораторов античности – Цицерона:

  • Оратор должен обладать философским образованием. Цицерон уточнял, что многим кажется, что он говорит что-то новое, когда лишь повторяет весьма старое, но многим незнакомое. Если говорить на современном языке, то можно сказать, что оратор должен постоянно заниматься самообразованием.
  • Оратор должен владеть всеми тремя стилями речи. А именно: 1. быть резким, неотесанным, но волнующим; 2. Завершенным и спокойным; 3. Сжатой, но меткой. При этом не замыкаться на одном стиле, как это делают современные копирайтеры, из уст которых как заело: «Короче, еще короче, на языке своей ЦА»
  • Всегда иметь план. И постоянно заботиться о том – что сказать, где сказать и как сказать. Если не заботиться о этих вещах, то даже изысканное красноречье надоест и станет отталкивать. Талант всегда должен знать меру.
  • Использовать этос и пафос. Первый призван возбудить сочувствие. Второй призван волновать и возмущать. Цицерон считал себя посредственным оратором, но который добивался успехов и сбивал противников этими двумя подходами.

Разогрев речевого аппарата

Красивый поставленный голос располагает автоматически человека к приятному общению. Конечно же лучше заниматься развитием своего голоса ежедневно. И тогда не придется много времени тратить на разогрев перед важной встречей.

Поэтому профессиональные ораторы начинают выступление в точно назначенное время. Немного нервничая, заходят в аудиторию и начинают говорить. Дрожь в голосе может быть объяснена тем, что они спешили, чтобы не опоздать. А ораторы, которые приходят заранее, начинают нервничать от того, что ждут, когда все соберутся. И не понимают почему некоторые на них смотрят и чего-то ждут, ведь до начала еще 20 минут. И начиная говорить, слушатели сразу понимают, что оратор непрофессионал.  

К ежедневным упражнениям развития речевого аппарата можно отнести:

  • Мычание. Сначала мычим на одной ноте, потом раскачиваем этот звук между двумя нотами. Упражнение помогает активизировать работу груди и живота, а также снять голосовые зажимы и сделать голос более выразительным.
  • Надувание шарика. С потоком воздуха от диафрагмы на одной ноте произносим долгий звук «и». Делаем свободно, без скачков, до тех пор, пока хватает воздуха. Таким же образом произносим остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Второй частью этого упражнения является надувание шарика через коктейльную соломинку. Упражнение поможет сделать голос ровным и сильным.
  • Скороговорки. Проговаривайте в медленном темпе скороговорки. Каждый день увеличивайте темп. Когда появятся в трудности в произношении, начните их проговаривать с карандашом в зубах.  
  • Чтение вслух. Читайте вслух отрывки, главы книг, пьесы, стихотворения при каждом удобном случае. Так вы не только улучшите дикцию, интонацию, эмоциональную окраску и правильность речи, но и увеличите словарный запас и научитесь легко и точно выражать мысли. При чтении, чтобы понять, как действительно звучит ваш голос, одну ладонь расположите у левого уха, другую – на расстоянии нескольких сантиметров у рта. 

Употребление успокаивающих препаратов практически не приносит пользы. Обычно их выпивают за пару минут перед подходом. Но вещества не успевают подействовать. Или выпивают слишком много, что превращает их в амеб. Тем более спокойствие убивает огонь и страсть.

Снятие мышечных зажимов

Перед важной встречей важно расслабить мышцы и снять зажимы. Это поможет снять нервозность, не выдать ваших намерений и не впасть в ступор. Кто умеет управлять своим телом, тот сможет управлять телами других людей. Кто контролирует свои движения и эмоции, тому подконтрольны будут эмоции других людей. Любой кукловод долго тренируется, прежде чем сыграть в большую игру с марионеткой. 

Так известный чревовещатель Эдгар Берген сначала прославился на радио, что озадачило многих критиков. И только потом стал появляться на большом экране со своей куклой Чарли Маккарти. Обычно успех радиоведущим приходил только после появления в телеэфире.  Несмотря на то, что радиослушатели не видели манекена, Эдгар тренировался и повышал свое мастерство. И только благодаря своей подготовке, работе над собой и продумывании каждой детали в 1938 году был удостоен почетной премии «Оскар».

Чтобы преодолеть неуверенность, нужно быть готовым не только психологически к контакту, но и продумать первую и последнюю фразу вашей речи. И они должны быть связаны по смыслу. Исключите из своей речи слова, которые выдают неуверенность: «я смогу», «вряд ли», «вероятно», «возможно», «по всей видимости», «обычно», «я думаю», «надеюсь», «невозможно», «считаю», «нужно», «вероятно», «ну как так». Также избегайте модальных слов «мочь», «хотеть», «быть должным» и т. п. Для большей эффективности в первой коммуникации с объектом, воспользуйтесь советами из следующих трех памяток.

Советы по ораторскому мастерству для переговоров и интервью

Следующие советы являются универсальными для случаев установки контакта, переговоров, публичных выступлений и интервьюирования:

  • Отношение человека к вам определяется после первого вопроса или первой фразы. Ваш ключ к контакту – простота и ясность. При первом контакте человек может не понимать, что от него хотят и будет думать над вашей целью. Говоря просто и кратко, вы вызываете чувство определенности.
  • Изначально нужно готовиться не к вопросам, которые вы будете задавать, а к диалогу. Интервью, разговор – это не вопрос-ответ, это сцена пьесы с интересным сюжетом, которую хочется досмотреть до конца. Один разговор или выступление – это одна тема – одна идея. От начала до конца должна идти линия смысла.
  • Чтобы собеседник вас запомнил, нужно сказать что-то новое или выразить свое мнение по тому или иному вопросу. Но не нужно умничать. Говорите яснее и понятнее, и люди будут считать вас специалистом. Не хвастайтесь, а рассказывайте интересные истории, где какие-либо факты о вас будут идти вскользь. Если хотите пошутить, то шутите над собой. Так вы расположите к себе людей своей открытостью. 
  • Установите визуальный контакт. Говорите не только словами, но и глазами, и жестами. Не стесняйтесь смотреть в глаза. Если будете только вещать, а не общаться, то потеряете внимание человека или группы. Идеальное выступление длится не больше 20 минут. Установив визуальный контакт, расположите к себе улыбкой. Если ситуация кажется напряженной, вызовите смех. Если нет внимания к вам, покажите важность вашей темы или цели.
  • Когда перед вами стоит цель вывести человека на чистую воду, нужно не стараться занимать чью-то сторону. Но вопросы не должны быть очевидными. Только так вы сможете найти ответы. Если человек начинает зажиматься и увиливать, то его нужно «додавливать». Если не отвечает на вопрос и делает вид, что не услышал, то нужно его повторить. 

Советы по сопротивлению нежелательному влиянию

Бывает и так, что объект не хочет идти на контакт или пытается взять ситуацию в свои руки. В этом случаи помогут следующие советы:

  • Нужно понимать где, как и почему вы сами совершаете ошибки и бываете неправы. Умея открыто признавать ошибки перед собой, вы не будете вестись на оправдание и рационализацию своего ума. При желании человек может оправдать все, что угодно и даже убийство посчитать этичным и благородным поступком.
  • Когда мы находимся в знакомых ситуациях, мы поступаем также, как поступали раньше. Теряя бдительность, нами начинают управлять старые модели поведения. Поэтому прежде, чем принять важное решение или сказать что-то, нужно взять паузу и обдумать, приняв все во внимание.
  • Жаловаться умеют все, но брать ответственность никто не хочет. Своими жалобами люди перекладывают ответственность за свою жизнь. И со временем это переходит в привычку. Так люди становятся зависимыми от людей, которые могут что-то сделать или повлиять, чтобы кто-то сделал. Если вам что-то не нравится, то пытайтесь это изменить.
  • Пытаясь войти в привлекательную социальную группу, человек может пожертвовать своей независимостью. Желая быть принятым, человек занижает себя и свои возможности. А в последствии начинает жертвовать своей свободой и интересами. Всегда оставайтесь верными своим принципам и при необходимости сопротивляйтесь.
  • Во всех ситуациях сохраняйте осознанность. Учитесь понимать свои чувства, отодвигая на задний фон мысли. Не пытайтесь анализировать человека сразу. Наблюдайте и запоминайте. Анализ будет отвлекать и не даст увидеть где человек лукавит.

Советы по общению с теми, кто выше

Если вы выберите для обольщения человека, который превосходит вас в чем-то или занимает более высокое положение в общество, обязательно прислушайтесь к следующим советам:

  • Говорите только удобную правду. Недосказанность не есть ложь. Лучше промолчать, чем соврать. Молчание – золото, многословие – смерть. Из-за своих многословности, честности и желании произвести впечатление умом Каллисфен был казнен по приказу Александра. Александр взял его с собой, чтобы вести философские беседы, а если быть точнее – чтобы высказывать свои мысли умному и понимающему человеку. Но тот решил поменяться ролями.
  • Не советуйте и не критикуйте. Тысячи придворных во всех империях из-за желания советовать из лучших побуждений сложили свои головы. Хотите получить одобрение? Соглашайтесь учиться, а не учить. Это будет тешить самолюбие. А успеха и расположения добивались всегда те, кто умел возвысить своего руководителя.
  • Ваша жертва должна думать, что она для вас единственное спасение в этом бренном мире. И вы ни в коем случае ее не придадите. Показывайте, что вы дорожите вашей дружбой. Не позволяйте без позволения лишнего. Не острите про нее и друзей, как это делал Джордж Браммел из-за своих величественных манер, который под конец жизни остался совсем один.
  • Не делайте больше положенного. Делайте в точности то, что просят. Инициатива всегда наказуема и никогда не идет во благо инициатору. Трудовые мозоли ни у кого никогда не вызывали восхищений.
  • Пленяйте всем, чем можете пленить. Свои таланты и умения преподносите в дар. Фра Филиппо Липпи, нарисовав красивый портрет своего господина, был отпущен из заточения и отпущен домой. Но будьте уникальными и не лепите из себя кого-то другого. Затачивайте имеющиеся формы. Не копируйте. Люди, имеющие высокое положение в обществе благосклонны к тем, кто своей индивидуальностью их дополняет.

Секреты влияния через текст

Когда будете писать сообщение, придерживайтесь этих 5 правил:

  • Создать яркий образ автора, который будет прослеживаться через текст.
  • Предложения должны состоять максимум из 11 слов.
  • Используйте метафоры.
  • Завладейте вниманием с первой секунды.
  • Главное сообщение повторяйте чаще.

Идей для первого контакта я вам не подкину. Нужно смотреть на ситуацию и человека. Шаблонные идеи никогда не идут на пользу. Человек к ним привыкает. И разучивается действовать самостоятельно. Нужно приучать себя нарабатывать опыт, в том числе неудачный и негативный. Любой опыт даст в будущем свои плоды – понимание. 

Дело восприятия
Дело восприятия
https://vospriyatie.com
Креативные решения для вашего бизнеса, которые увеличивают узнаваемость, прибыль, лояльность от студии латерального маркетинга "Дело восприятия". Наши услуги спроектированы таким образом, чтобы помочь вашему бизнесу достичь значимых результатов с максимальной экономией времени и ресурсов.