Как оптимизировать приложения?

Описание

Разработка приложения подходит к концу. Тестировщики находят последние ошибки. И подключается ASO-отдел с оптимизацией и продвижением: поиск ключевиков, выгрузка приложения в магазины, увеличение количество загрузок приложения. ASO – отличный источник органического трафика. Будет замечательно, если в дополнение к App Store Optimization подключить ведение блога (Яндекс.Дзен, например), SMM, контекстную рекламу и таргетированную, подкаст и другие инструменты.

Что такое ASO-маркетинг?

Сегодня создать приложение проще, чем лет 5 назад. Даже именно в этот момент больше возможностей для создания мобильных приложений и игр. Новые технологии ежедневно внедряются в нашу жизнь. И разработка становится проще, быстрее и дешевле.

В студенческие годы мы писали сайты вручную. И доступно это было только избранным. Сейчас создать сайт может любой школьник. И создание заключается во «взял» — «перетащил» — «вставил». Даже в SEO разбираться толком не надо. Есть плагины. Есть сервисы. Все работает в автоматическом режиме. Только успевайте следить за уведомлениями: «В текст нужно добавить следующие ключевые слова«.

Возможно так будет и с мобильными приложениями: «Вашему ASO необходима оптимизация по следующим пунктам. Для начала выберите конкурентов, чтобы мы определили актуальные ключевые слова… Ваши показатели готовы».

Индустрия мобильных приложений – новая современная золотая жила. Пользователи проводят в приложениях и играх большую часть своего свободного времени. Мы уже не представляем свою жизнь без полезных приложений. А Wi-Fi практически не выключаем.

Ежедневно в магазинах AppStore и Google Play появляются тысячи новых приложений! Разработчики оказывают влияние на миллиарды пользователей во всем мире. И как в этом шуме выделиться со своим приложением или игрой? ASO!

ASO (App Store Optimization) — комплекс действий по оптимизации и продвижению мобильного приложения в AppStore и Google Play и других магазинах приложений.

Создав и загрузив приложение в App Store или Google Play без маркетинга, вы не получите миллионы скачиваний. Тысячи приложений появляются ежедневно. Но где они все? На слуху у нас мало приложений. И кажется, что других не существует. Без ASO-маркетинга ваши шансы ничтожно малы.

Если у вас еще нет приложения, то задайтесь вопросом: «Насколько мое приложение будет доступно и легкое в использовании для ГОЛОДНОГО рынка?»

Люди скачивают те приложения, которые они понимают быстрее всего. Плюс маркетинга в наше время в том, что легче и дешевле выходить на миллионную аудиторию. Минус – сумасшедшая конкуренция. Даже вложив мешки денег в рекламу, вы не заинтересуете людей. Ваше приложение должно проникнуть в их интересы, будучи креативным и простым для понимания. Если вы не выделяетесь, то затеряетесь в море приложений.

Допустим, у вас лучшее приложение на свете. Но не появляется в результатах поиска. Когда мы что-то ищем в интернете, то просматриваем максимум 1-3 страницы выдачи. Все, что ниже – мы не смотрим.

Раньше, когда алгоритмы были не такими умными, нам приходилось листать дальше 10 страницы выдачи. Сейчас мы останавливаем выбор лишь на первых строчках. Тоже самое касается поиска игр и приложений. Без ASO-маркетинга ваше приложение умрет. И его никто не будет оплакивать.

Текстовая оптимизация

Текстовая оптимизация – работа с ключевыми словами. Когда в поисковой строке мы вводим «игра на двоих», то нам магазин выдает игры на основе анализа описания игр или метатегов. Если ваша игра индексируется по этим ключевым словам, то пользователь найдет вас и перейдет на страницу. Но установит ли? От этого зависит графическая оптимизация – насколько привлекательными выглядят скриншоты. Но об этом позже.

Первым делом мы составляем семантическое ядро – всевозможные поисковые запросы (что и как ищут пользователи). Есть два способа: вручную и автоматический подбор. К первому относятся:

  1. Анализ похожих приложений и конкурентов.
  2. Suggest-запросы (предлагаемые запросы) в магазинах приложений.
  3. Через сервисы: sinonim.org, keywordtool.io, localizedirect.com и др.

Автоматический подбор осуществляется, например, в Asodesk. В нем вы можете улучшить видимость приложения и повысить установки. А также беспрерывно отслеживать ключевые метрики. Процесс текстовой оптимизации цикличен. Обновили описание – мониторите показатели. Стали лучше — работаете над следующими элементами. Стали хуже — выясняете причины, откатываетесь и дорабатываете.

Все ключевые запросы должны быть релевантны рыночной нише. Не нужно использовать слишком общие ключи, например, games, online games, games without wifi.

  1. Запросы из здравого смысла (из головы);
  2. Автоматические подсказки ASO-сервиса;
  3. Поисковые подсказки магазина приложений;
  4. Запросы конкурентов;
  5. Очистка ядра от нерелевантных и низкочастотных запросов.

Изучаем рыночную нишу приложения

  1. Собираем информацию о назначении подобных приложений и проблемах которые они решают.
  2. Изучаем функции и возможности нашего приложения.
  3. Собираем список существующих приложений из ниши.
  4. Разбиваем их на категории по функционалу.
  5. Определяем категорию нашего приложения, отличия и сходства от других приложений ниши.

Детально прорабатываем метаданные конкурентов

  1. Названия в разных локалях.
  2. Подназвания / Короткие описания.
  3. Полные описания.
  4. Отзывы и ответы на отзывы.
  5. Тексты на скриншотах.
  6. Сайты / Соцсети / Блоги конкурентов.

Собираем слова описывающие функционал приложений из ниши

Разбиваем ядро на когорты — группы ключей по конкретным признакам.
Для определения актуальности ключевых запросов в других странах, использовать Switchr. Позволяет посмотреть 100% верные подсказки и выдачу в нужных странах. Только iOS.

Название и короткое описание

В поисковой выдаче чаще всего пользователи видят только иконку и название приложения. Важные ключевые слова используем в названии и коротком описании. Желательно в коротком описании рассказать самое важное о приложении, совместив с наиболее важными ключами. Не нужно повторять ключевые слова из названия в коротком описании, максимум – 1 раз. И не нужно в одном разделе два раза повторять один ключ.

Полное описание

  1. Составляем список ключей, по которым хотим улучшить позиции;
  2. Запросы, по которым хотим получить наивысшие позиции, распределяем между названием и кратким описанием;
  3. Остальные запросы распределяем по тексту: первые и последние 150 символов, середина текста. Каждый ключ должен повториться 3-4 раза;
  4. Избегаем спама и чрезмерного употребления запросов;
  5. Проверяем описание в GNL (чтобы раскрыть структуру и значение текста.);
  6. В конце ставим контактные данные.

Чтобы избежать переспама, полное вхождение ключа употребляем только для трафиковых запросов. Остальные можно использовать частично.

Описание для игры

Конкуренция за загрузки игр достаточно высокая. Ваша игра может быть уникальной, дарить невероятный опыт виртуального мира, не иметь багов, но все равно достичь успеха только поэтому не сможет.

Для успеха в Apple App Store и Google Play Store нужен не только отличный продукт, но и правильная оптимизация текстовых элементов – названия, подзаголовка и описания.

Текстовые элементы нужны, чтобы люди понимали, что из себя представляет игра. Если они уже читают описание, то это говорит о последнем шаге к нажатию «загрузить». Они нашли игру в поиске, иконка и скриншоты показались привлекательными и теперь остается их «зацепить», «воодушевить» и подвести к скачиванию.

Отличие App Store от Google Play

Описание игры в Apple App Store будет расположено под медиа-разделом (предварительный просмотр приложения и скриншоты), который можно просмотреть, прокрутив страницу игры вниз.

В Google Play Store нет раздела с подзаголовками как в AS. Вместо этого он предоставляет разработчикам доступ к краткому описанию под разделом мультимедиа. Краткое описание содержит до 80 символов. Разворачивая краткое описание, можно посмотреть длинное описание. Оно содержит до 4 000 символов.

Альфа-описание

Написать сразу крутой текст – задача не из легких. С чего начать? О чем писать? О чем не писать? Поэтому, начать описание нужно с общих мыслей. Пишите все, что лезет в голову. Главное – не начать, а вовремя остановиться.

Первый абзац должен завладеть вниманием. Если в начале будет список полезных характеристик, – внимание они не привлекут. Они интересны, когда человек долго решался на покупку игры. Отдавая большие деньги, он должен понимать, что получит.

Он выделил вашу игру из всего поиска, по достоинству оценил визуал, и что теперь должен сделать текст? Он должен перенести его в эту игру!

Советы для вступления

Никаких длинных вступлений, вводных слов и разъяснений. Переходите сразу к делу. Начните предложение с существительного или глагола. Добавьте своего характера в текст, чтобы он не был скучным и однотипным. Опирайтесь на уже существующий опыт пользователя. Вы должны объяснить характеристика так, чтобы их понял и школьник, и задрот. Какой общий опыт в играх у них есть?

Для усиления текста используйте истории и примеры. Ничто так не вовлекает в текст, как сторителлинг. И вот, человек увлеченный чтением, читает-читает, а все для чего? Какая цель текста? Рассказать что не смогли показать скриншоты? Или подвести к скачиванию?

Переходим к деталям

Самая важная информация – в начале, менее важная в конце. В списках важную информацию размещаем в первых двух пунктах и в последнем.

Абзацы делайте короткими. Разбивайте их ЗАГОЛОВКАМИ. Списки должны выглядеть гармоничными, например все в одну строчку.

При анализе описаний, заметил следующие ошибки:

  1. Много личных местоимений!
  2. Меняется обращение с «ты» на «вы» в разных предложениях.
  3. Злоупотребление оборотами.
  4. Лишние пробелы и запятые.
  5. Пунктуационные/грамматические ошибки.
  6. Канцеляризм и стоп-слова.
  7. Бесконечные ключевые слова.

Для кого вы пишите?

Кто они? Что игра им даст? «Они тупые все, для них писать надо только так, иначе не поймут» – я был свидетелем этих слов. Тупые почему? Потому что ставят одну звезду? А почему они ее ставят? От того, что тупые? Замкнутый круг. Меняйте подход к понимаю аудитории, способам донесения информации или в разработке игр.

Проведите исследование ключевых слов. Что ваша ЦА вводит в поиск, чтобы найти похожую на вашу игру? Учитывайте три фактора: релевантность, конкуренция и объем трафика. Единственный способ точно определить эти факторы – использовать инструменты ASO, например:

AppTweak – исследование ключевых слов, информацию о конкурентах, инструменты локализации.

AppFollow – выбор и мониторинг ключевых слов, измерения успеха ASO.

Тестирование и оптимизация

Последним шагом является тестирование и улучшение описания. Результат не радует? Возможно проблема не в тексте, а в визуале. Пользователи не любят много читать. И, как я писал ранее, – текст – это последний этап в принятии решения о скачивании.

Не забывайте, что для индексации ключевых слов в Apple App Store потребуется около месяца, а в Google – два месяца. Если вы перенасытите текст ключами, то это скажется не только на читабельности, но и на позициях в выдаче. Хотели как лучше, получили…

Подведём итог:

  1. Текст и скриншоты должны дополнять, а не повторять.
  2. Ключевые слова должны быть к месту.
  3. Ваш текст никто вдумчиво читать не будет.
  4. Текст должен вовлекать, как история.
  5. Тестируйте новые версии описания.

Графическая оптимизация

Визуальная оптимизация — это процесс, направленный на улучшение конверсии страницы приложения в установку. От того, насколько привлекательна страница приложения, зависит решение пользователя об его установке на устройство. Визуальная оптимизация влияет на повышение конверсии в установку. % влияния на рост конверсии:

Иконка — 10-25%

Скриншоты — 20-30%

Видео — 20-35%

Фичер графика — 20-35%

Графические элементы цепляют наше внимание. Чем красивее картинка, тем сильнее желание стать ее частью (установить приложение). Красивые элементы коррелируют с высокими показателями установок. К графическим элементам относятся:

Иконка – самый важный элемент. Она должна быть привлекательной, читаемой и сезонной. В зимнее время хочется чего-то новогоднего. Но летом мы воспримем, что игру забросили и не обновляют.

Скриншоты. Должны быть в единой цветовой гамме. Текст читаем и эффектен. Times New Roman не зажжет наше желание.

Видео. Показывают функционал приложений и геймплей. Главное – проводить регулярные A/B тесты (сравнение эффективности двух вариантов «до» и «после»).

Разработчики, которые запускают приложение без цели и четкого видения, быстро уходят в небытие. Представьте свое приложение через три года. К этому видению и стремитесь!

  1. Чем ваше приложение лучше других похожих?
  2. Как оно повлияло на жизнь людей?
  3. Что пишут пользователи в магазине приложений?

Джон Моуат в книге “Видеомаркетинг. Стратегия, контент, производство” выделяет 4 вида ролика: Hero (дорогостоящие ролики к знаковым событиям), Hub (Регулярный контент с постепенным вовлечением), Help (отвечает на поисковые запросы) и Action (переход на последнем этапе воронки продаж).

Hero рассчитан на повышение заинтересованности. Hub – на повышение осведомленности о компании или проектах. Hub – на привлечение новой аудитории или удержание старой. Action – побуждает к действию.

Если на каждом углу кричать: “Скачай новую приложуху”, то будут ли ее скачивать? Скорее всего, скачают те, кто уже знаком с компанией и другими ее приложениями. А новая аудитория проигнорирует призыв. Поэтому, видеостратегию нужно грамотно планировать.

Основные стимулы, которые усилят ваш контент:

  1. Страх пропустить что-то важное.
  2. Боязнь потерять то, что уже есть.
  3. Социальное одобрение.
  4. Фокусировка на цели.
  5. Преимущества экономии денег/времени.
  6. Право делать то, что приносит удовольствие.
  7. Принадлежность к одной группе.

А для повышения вовлеченности, добавьте эмоции: счастье, печаль, страх, безопасность, независимость. Усильте видео фактами: для Hero – поверхностно, для Hub – подробно. И завершите призывом, в зависимости от выбранной стратегии.

Процесс визуальной оптимизации

1. Исследование. Изучить целевой рынок (аудитория, интересы и т.д.). Провести конкурентный анализ и выявить тренды. Выделить основные фичи. Выделить основные преимущества перед конкурентами (USP – unique selling points).
2. Гипотеза. Гипотеза — это утверждение, которое требует доказательств, выступает в роли предположений или догадок.
3. Основной посыл. Передать самую важную информацию о функции приложения с помощью иконки. Использовать яркие и контрастные цвета. Использовать наиболее популярные цвета среди конкурентов, но выделяться за счет элементов. Адаптировать иконку под разные страны и локали (пока только GP). В скриншотах придерживаться логической структуры и последовательности посыла. Не размещать промо и рекламную информацию (#1, top, best, new, free и т.д.).
4. Создание элементов. Четкое описание в ТЗ, что мы хотим видеть в
конечном результате: цветовая гамма, расположение элементов, расположение текста, визуальные эффекты, примеры.
5. A/B-тестирование. Тест проводится минимум 7 дней для учета сезонности. Если трафика не хватило, тест следует продолжить до 14 дней. Применять вариант, только когда он показал с двойную зеленую полосу, как для first-time installers, так и для retained.
6. Анализ результатов. После 14 дней применения варианта сравниваем конверсию ДО запуска теста и ПОСЛЕ применения. Для тестов «наживую» — сравниваем 2-х недельную конверсию ДО и ПОСЛЕ изменения графики в сторе.

Факторы ранжирования

Идея оптимизации в App Store и Google Play одинакова, но есть некоторые различия. Google разрешает только один видеоролик с предварительным просмотром, а Apple – три 30-секундных видеоролика.

Все знают, что ASO-оптимизация начинается с поиска ключевых слов. Хотя Apple и Google по-разному их читают. Например, текст описания приложения не влияет на индексацию в App Store. Хотя, некоторые АСОшники все-таки советуют оптимизировать текст в App Store.

Apple сокращает название приложения до 18 символов (из 30 разрешенных). В выдаче появляются либо 3 портретных скриншота, либо 1 альбомный. В Play Store длина заголовка отображаются в зависимости от устройства. А скриншоты не отображаются при поиске по ключевым словам. Но следите за новостями нововведений! Возможно, на данный момент эта информация уже не актуальна. Оптимизация не стоит на месте.

В Google Play Store есть два поля описания приложения: краткое описание (80 символов) и длинное описание (4000 символов). Поисковый алгоритм придает большее значение длинному описанию. Поэтому добавьте в первые три приложения наиболее важные ключевые слова.

Еще важный лайфхак по поисковой оптимизации — не меняйте ключевые слова сразу на всех локалиях. Спад трафика будет существенным. И чтобы вернуть позиции придется возвращать все обратно. Меняйте ключи постепенно!

Магазины приложений не раскрывают основу своих алгоритмов поиска. Большинство же факторов находятся под нашим контролем. Их мы сейчас и рассмотрим

1. Релевантные ключевые слова. Ключевые слова являются основным компонентом оптимизации приложений (ASO). Существуют описательные ключи, ключи-проблемы, ключи-местоположения, ключи-действия и т.д. При выборе ключевых слов соблюдайте баланс между релевантностью и сложностью.

2. Название приложения. Это важный компонент метаданных приложения. Алгоритмы ASO обращают на него первоочередное внимание. Но не перебарщивайте с ключевыми словами – это может сказаться на показателях конверсии. Порядок ключей имеет значение! Если приложение непопулярно, то разместите наиболее релевантные ключи первыми. По мере продвижения приложения работайте и над названием.

3. Правильная категория. Выбор категории должен начинаться с пониманием релевантности. Категория должна отражать наиболее важные характеристики вашего приложения. В Google Play Store теги приложений играют значительную роль. Не бойтесь экспериментировать с категориями приложений. Это также влияет на продвижение.

4. URL-адрес. Многие не обращают внимания на URL-адрес. Хотя он влияет на индексацию в магазине приложений. Перед тем, как нажать кнопку «Опубликовать», внимательно проследите за адресом. После публикации вы не сможете его изменить. Именно этот пункт чаще всего обходят стороной специалисты по продвижению мобильных приложений.

5. Описание приложения. Google активно использует ключевые слова в описании для ранжирования приложения. Хотя Apple не индексирует ключевые слова в описании приложения, пренебрегать они не стоит. Описание должно быть легким для восприятия, иметь структуру и решать основные боли пользователей. И вы должны хорошо понимать запросы вашей целевой аудитории.

6. Уникальная иконка. Алгоритмы ASO опираются на ключевые слова, метаданные и другие текстовые элементы. Но для привлечения пользователей важны графические элементы дизайна. Иконка – вот, что видят пользователи в первую очередь. Требования к иконкам: 512px на 512px для Play Store и 1024px на 1024px для Apple App Store.

7. Качественные скриншоты. Следующий элемент после иконки, на который обращают внимание пользователи – скриншоты приложения. Их основная идея – дать пользователю взглянуть на работу приложения. В начале лучше размещать наиболее привлекающие внимание скриншоты. Apple App Store позволяет добавлять до десяти скриншотов, в Play Store их всего восемь. Размер изображения может варьироваться от 320px до 3840px.

8. Видеоролики. Их основная задача – показать функционал приложения и пользовательский интерфейс. Хороший ролик влияет на увеличение пожизненной ценности приложения. Плохое видео негативно повлияет на количество установок. Длительность видео должна составлять от 15 до 30 секунд. Полезная статья о видеомаркетинге.

9. Локализация. У вас есть возможность доступа к глобальной аудитории. Грех этим не пользоваться! Задача локализации – сделать страницы приложений более привлекательными для иностранных пользователей. Apple поддерживает страницы продуктов на 40 различных языках. Google Play допускает до 82 локализаций. Именно поэтому высоко ценятся АСОшники со знанием иностранных языков.

10. Общее количество установок. Это единственный фактор ранжирования, который не находится под вашим контролем. Невозможно контролировать количество установок и удалений приложения. Высокий процент удалений негативно скажется на рейтинге вашего приложения. Среди распространенных причин удаления — проблемы с производительностью, неудовлетворенные ожидания, потеря актуальности со временем. Внимательно читайте отзывы пользователей. Отвечайте на них. И устраняйте проблемы.

11. Рейтинги и отзывы. АСОшник обязан отслеживать вопросы и отзывы, и быстро на них реагировать. При поиске приложений, пользователи обращают внимание на название приложения, иконку и оценки пользователей. Примеры отзывов можете посмотреть в этой статье. Используйте при написании отзывов или ответов на них ключевые слова. Это тоже поможет подняться в выдаче.

12. Обратные ссылки. Обратные ссылки — это фактор ранжирования, который влияет как на SEO, так и на ASO вашего приложения (для Google Play Store). В идеале обратная ссылка — это высококачественная ссылка (с высоким показателем Domain Authority или App Authority), имеющая отношение к теме вашего приложения.

5 правил ASO

1 правило. Заголовок не должен быть длинным
Все популярные приложения из рейтинга имеют короткие или средней длины заголовки. Без обилия дополнительных ключей. Идеально, когда главный ключ, имеющий наибольший ранжирующий вес, содержится в названии самого приложения. Или является частью названия.

Заголовок в Apple App Store и Google Play  не может превышать 30 символов в длину. Должен легко читаться и выглядеть не так, как похожие приложения в выдаче по вашим ключам.

2 правило. Иконка должна выделяться
Привлекательная иконка — залог перехода на страницу приложения. Она должна быть понятна и отражать основную функцию приложения. Иконка обладает большим весом, чем красивое описание с ключами. На первом месте — визуал, на втором — текст. По иконке встречают. А если иконка “такое себе”, то текст не оценят. В App Store ключевые слова не участвуют в ранжировании, но это не значит, что их добавлять не надо. АСО = Визуальная оптимизация + текстовая оптимизация.

3 правило. Создайте эффектное видео
Видео дает большое преимущество в поисковой выдаче. Регулярно обновляйте приложение. Проводите A/B-тесты. Если думаете, что нашли идеальные скриншоты и видео, то запускайте новые тесты. Всегда найдется что-то эффективнее. Больше половины пользователей решают скачать приложение исходя из визуала.

4 правило. Добавляйте отзывы
Никто не будет скачивать приложение без отзывов. Ну, может кто-то и будет. Но это количество — не предел мечтаний. При наличии “плохих” отзывов, добавляйте “хорошие”. Но, если не устраните причины негатива, то в бесконечной гонке проиграете рано или поздно. Пользователи принимают решение о скачивании, как писал выше, — исходя из визуала, но 90% из них все-таки читают первые отзывы о приложении. Никто не хочет тратить время на изучение приложения, которое не вызвало восторг у других пользователей. Работа с отзывами важна для App Store Optimization.

5. Больше упоминаний! Еще больше!
Информация о приложении должна быть не только в магазинах приложений, но и за пределами: на сайте, в блогах, соцсетях, форумах, видео-каналах. Увеличивайте точки контакта приложения с потенциальными пользователями. Примерные точки контакта: письма, реклама, визитки, буклеты, офис, одежда, пресс-релиз, подкаст, интервью, прямые эфиры, награды, розыгрыши, сотрудники, подарки. Лучший АСОшник тот, кто умеет продвигать мобильные приложения везде, а не только в магазинах.

Вирусность игр

Вирусность — это не стечение обстоятельств, а практически всегда спланированная кампания. Но ведь бывает и так, что выложил видео, а утром стал знаменитым – заметите вы. Раньше, когда не было большого объема информации, так и происходило. И главный фактор «в случайности» или «в планировании» — репост человека с большой аудиторией.

Вирусность (виральность) – термин, обозначающий явление, когда продукт или услуга испытывает экспоненциальный рост в течении короткого промежутка времени. Если игра или приложение обладает такой характеристикой, то аудитория распространит его самостоятельно.

Глава региона предложил запретить продажу алкоголя без QR-кода о вакцинации… И мы сразу же отправляет новость пьющим друзьям, которым некогда сделать прививку. Но не делимся новостями о новом антирекорде.

Играми и приложениями в каких случаях делимся? Когда они дают уникальный опыт пользования, который мы не никогда не забудем. Никакой маркетинг не сделает приложение вирусным без этого главного компонента.

Но может все-таки есть что-то? Есть – инструмент создания искусственной виральности:

  1. Пользователь скачивает приложение.
  2. Приложение предлагает необходимый для прохождения бонус.
  3. Чтобы его получить, нужно поделиться приложением.
  4. Друг скачивает и указывает имя посоветовавшего пользователя.
  5. Цикл продолжается.

Так пользователи передают из уст в уста информацию, приводящую к рефералам. Если мы попросим кого-то что-то скачать, то какова вероятность скачивания? Низкая. Поэтому мы сначала вызываем интерес к приложению, а уже потом подводим к скачиванию.

Таким инструментом воспользовались основатели Dropbox. Традиционная реклама не давала отдачи, видеоролики были не нужны сёрферам интернета. И тогда Dropbox создали одну из самых вирусных реферальных программ. Они просто разместили кнопку с надписью: «Получите бесплатное пространство». За каждого приведенного друга пользователи получали 500 Мб. Места много не бывает, поэтому они стали публиковать ссылки в подписях в блогах, почте, соцсетях. В результате Dropbox вырос со 100 000 до 4 000 000 пользователей чуть больше, чем за год

Инструменты вирусности:

  1. Реферальная система.
  2. Интеграция с социальными сетями.
  3. Возможность создания пользовательского контента.
  4. Связь с другими вашими проектами.
  5. Клиентоориентированный сервис.
  6. Легкий процесс регистрации/пользования.
  7. WOW-функции.

И главное – ваше приложение должно быть настолько простым, красивым и функциональным, чтобы пользователь мог как можно легче и быстрее достичь желаемого результата.

Skyrocket

В компании PreApps (агентство по маркетингу приложений, Boston, MA) придумали стратегию продвижения мобильных приложений (ASO) для увеличения органического трафика – Skyrocket. Подходит для запуска любого приложения в App Store и Google Play. Она состоит из 10 шагов.

1. Креативное и удобное для поиска название
Название приложения должно быть понятным и вызывать интерес: о чём оно и для чего? 3 важных составляющих: привлекать, рассказывать, оставаться в памяти. Немаловажно включать в название ключевые слова.

Например, PreApps вывели новую соцсеть TagFi на первое место AppStore по ключу «Social Group». Они изменили название на «TagFi — Social Group». В названии рекомендуется ограничиться 2-3 ключевыми словами. Главное – качество, а не количество.

2. Привлекательная иконка
Первым делом пользователь обращает внимание не на название приложения, а на иконку. Она должна быть уникальной, убедительной и простой. В популярных иконках используются яркие цвета и узнаваемый символ. Важно избегать большого количества текста, форм и цветов. Визуальный мусор не придаёт цену иконке.

3. Ключевые слова
Чтобы наш сайт выходил в поисковой выдаче по определённым запросам, то добавляем на страницы как можно больше этих запросов (ключевых слов). Так поисковые системы понимают, о чём этот сайт и направляют трафик. То же самое справедливо для App Store и Google Play.

По статистике, поиск по ключевым запросам отвечает за большую часть всех загрузок приложений. Подбор ключей включает исследование того, что пользователи ищут и какие слова используют конкуренты. Важно чтобы ключи имели высокий объём поиска, низкую конкуренцию и высокую вероятность ранжирования.

App Store позволяет вводить до 100 символов для ранжирования. Google Play Store не позволяет напрямую вводить ключевые слова. Вместо этого, он учитывает название, описание и отзывы пользователей.

4. Вирусные видеоролики
Чтобы приложение стало вирусным, нужны вирусные видео: на страницах соцсетей, в рекламе, на каналах видеохостингов. Вирусность – залог качественного видео. Больше 90% приложений используют видео в качестве основной точки контакта с пользователями. В начале пути делайте то, что делают ведущие разработчики, затем – лучше них.

Качественное видео обучает, воодушевляет и побуждает к загрузке. Используйте закадровый голос, текст, фоновую музыку.

Вирусность (виральность) – термин, обозначающий явление, когда продукт или услуга испытывает экспоненциальный рост в течении короткого промежутка времени. Если игра или приложение обладает такой характеристикой, то аудитория распространит его самостоятельно.

 

Глава региона предложил запретить продажу алкоголя без QR-кода о вакцинации… И мы сразу же отправляет новость пьющим друзьям, которым некогда сделать прививку. Но не делимся новостями о новом антирекорде.

 

Играми и приложениями в каких случаях делимся? Когда они дают уникальный опыт пользования, который мы не никогда не забудем. Никакой маркетинг не сделает приложение вирусным без этого главного компонента.

Инструменты вирусности:

 

  1. Реферальная система.
  2. Интеграция с социальными сетями.
  3. Возможность создания пользовательского контента.
  4. Связь с другими вашими проектами.
  5. Клиентоориентированный сервис.
  6. Легкий процесс регистрации/пользования.
  7. WOW-функции.

 

И главное – ваше приложение должно быть настолько простым, красивым и функциональным, чтобы пользователь мог как можно легче и быстрее достичь желаемого результата.

 

 

5. Захватывающие скриншоты
Скриншоты должны быть убедительными и привлекательными, как витрины в дорогих магазинах. Каждый скриншот должен подчёркивать одно важное преимущество и дублироваться в тексте.

6. Убедительное описание
Большинство пользователей не читают полностью описание приложение. Если мы пишем статью, то нам важно, чтобы читатели прочитали её полностью. Не зря придуман показатель «процент дочитывания». Описание приложения выполняет две функции:

Первые несколько строк рассказывают суть приложения. И включают важные ключи. Всё главное пишем в начале!
Остальной текст детализирует эту суть. И включает другие ключи для индексации приложения.
ASO-маркетологи используют формулу AIDA: Внимание, Интерес, Желание и Действие. Вначале привлекаем внимание. Используем авторитетный тон. В следующем абзаце заинтересовываем. Объясняем, чем это приложение лучше аналогичных. В третьем абзаце чётче формулируем преимущества. И побуждаем к установке приложения.

7. СМИ
Как стать известным приложением? Привлечь внимание СМИ, блогеров и лидеров мнения. Рекламу нужно запускать ещё до запуска приложения. Пишем SEO-статьи, делаем анонсы и интерактив в соцсетях. После запуска используем платные варианты рекламы. Первые две недели самые важные.

8. Локализация
У каждого приложения есть потенциал для охвата мировой аудитории. Локализуйте название, описание и ключевые слова для каждой страны. Локализация способна увеличить видимость и количество загрузок приложения. Знание английского языка важно для ASO-маркетолога. Но никто не мешает пользоваться Google translate. Если бюджет позволяет, можете воспользоваться услугами профессиональных переводчиков.

9. Отзывы
Отзывы в App Store и Google Play влияют на рейтинг и видимость приложения. Важно отвечать на каждый отзыв. И использовать в ответе ключевые слова. Также отзывы помогают стать вашему приложению лучше!

10. Социальные сети
В PreApps утверждают, что 19% пользователей соцсетей принимают решение о скачивании приложения. Поддерживая свои страницы в соцсетях, вы привлечете новых пользователей и удержите старых. Ваши страницы должны стать местом сбора увлечённых людей.

Sean Casto в книге «App Secrets: How To Create A Million Dollar App» пишет:

«По данным Facebook, оптимальное время — понедельник — четверг с 11 утра до 5 вечера по восточному времени. (EST UTC-5 в MSK UTC+3). Оптимальное время для Twitter — понедельник — четверг с 9 утра до 3 часов дня по восточному времени. Размещение целевого контента в определённое время приведет к более высокому уровню вовлечённости пользователей и, следовательно, увеличится количество загрузок. Кроме того, мы обнаружили, что использование заглавных букв при наборе текста для первой буквы слов на 52% увеличивает количество повторных перепостов.»

Скорректируйте план продвижения приложения, используя метод Скайрокет. Оптимизация App Store (ASO) — это основной компонент каждой успешной стратегии продвижения приложений, который нельзя упускать из виду. Более 67% всех загрузок из магазинов приложений происходит под влиянием результатов поиска. Если вы подключите к своей стратегии продвижения ASO, то сможете привлечь миллионы потенциальных загрузок приложений при значительно меньших затратах.

Работа с отзывами

Цель отзывов – повышение индексации и конверсии за счет высокой оценки и выявление точек роста. Низкая оценка или ее отсутствие негативно влияет на конверсию и индексацию по алгоритмам магазинов.

1. Анализируем продукт
Для каждого приложения определяем:

  1. Бизнес-модель
  2. Категория
  3. Целевая аудитория
  4. Обновления
  5. Рекламные кампании
  6. Количество отзывов в месяц

2. Определяем приоритизацию (на что отвечать важнее?)

  1. Негативные отзывы в первую очередь (1* и 2*).
  2. Отзывы в фичере.
  3. Brand Visibility (узнаваемость бренда) в странах с наибольшим объемом платежей (~80%).
  4. Business development (развитие бизнеса ) и PR у RU региона.

Критерии приоритезации:

  1. Статус отзыва: закрепленные / остальные
  2. Рейтинг отзыва: негативные / позитивные
  3. Коммерческий по регионам: ТОП-1 / ТОП-5 / ТОП-10
  4. По топикам: сложные / популярные / релевантные / остальные

Критерии ранжирования:

  1. Лингвистический (приложение для востоковедов);
  2. Культурный (азартные игры);
  3. Статистический (где больше всего отзывов);
  4. Географический (Россия ТВ);
  5. Рыночный (регион с повышенной конкуренцией).

3. Распределяем компетенции по каналам коммуникаций

  1. Отзывы в App Store
  2. Отзывы в Google Play
  3. Discord
  4. Twitter
  5. VK

4. Выделяем популярные и сложные топики продукта (что отвечать?)

  1. Популярные топики: позитивный без конкретики; техническая ошибка; ошибка с платежом; негативный без конкретики; вопросы по механикам; предложения и идеи.
  2. Сложные топики: функционал; реклама; донаты; вылеты; обновления и т.п.

5. Формируем позиции по топикам и готовим шаблоны (как формулировать?)

  1. Позиция х Tone of Voice
  2. (Позиция + Call to Action) х Tone of Voice

Tone of Voise – это то, как бренд общается со своей аудиторией. Определяет лексику сообщений. Может варьироваться в зависимости от канала коммуникации и предмета
сообщения.

  1. Веселый – Серьезный;
  2. Формальный – Неформальный;
  3. Уважительный – Непочтительный;
  4. Увлеченный – Прозаичный.

6. Перевод шаблонов
Переводим все подготовленные шаблоны на языки из приоритетной выборки.

7. Определяем формат мониторинга и KPI подхода

  1. Обработка featured отзывов по приоритетным регионам: 100%
  2. Обработка отзывов в актуальной версии: 90%+
  3. Обработка 1* и 2* отзывов суммарно: 75%+

Дальнейшая работа:

  1. Поддерживаем актуальность позиций по выявленным топикам.
  2. Формируем позиции по новым топикам.
  3. Выявляем аномалии в данных: например резкие скачки в оценках.
  4. Выявляем новые топики.
  5. Собираем данные в едином формате каждый крупный релиз (~2 месяца).
  6. Контролируем соблюдение омниканальности и выполнение KPI.
  7. Делимся инсайтами, формируем гипотезы.
  8. Следим за динамикой, чтобы подтвердить гипотезу о влиянии подхода на рейтинг.

Сезонность мобильных приложений

Адаптация маркетинговой стратегии к сезону повысит видимость приложения и конверсию. Соответствие иконки и скриншотов сезону всегда выделяет ваш продукт на фоне конкурентов. Мало кто готовится к сезонным праздникам. Или же вспоминают об этом, когда часики тикают, а все дизайнеры заняты.

Запомните правило: разные сезоны – разное восприятие. К Новому году мы окружаем себя атрибутами праздника. Ко Дню Святого Валентина вспоминаем, что в душе мы романтики. К лету готовимся к отдыху на море. С приближением осени присматриваем в магазине теплый плед. И откладываем деньги к «черной пятнице».

Чем быстрее вы будете реагировать, тем больше будет загрузок. А для этого нужно подружиться с планировщиком. Заготовьте все заранее. Дизайнеры на фрилансе получают новогодние заказы с лета!

Не забывайте про сезонную корректировку для каждой локализованной страны. Когда, кстати, празднуется Новый год в Корее?

К каждому сезону меняется тенденция ключевых слов. Стоит обратить внимание на ключевые слова, связанные с праздничными днями. И быть готовым к росту поисковых запросов нужно заранее.

Первое, с чего начинается сезонное ASO – это иконка. Тестируйте несколько вариантов: полностью новая иконка, старая с сезонными элементами. Второе – скриншотами и видеопревью показываем, как адаптируем приложение к праздничной тематике. Третье – добавляем в описание новые ключи и поздравление с наступающим праздником.

И все эти шаги должны быть выполнены. Нельзя изменить иконку, а скриншоты оставить. Ну, конечно же, можно, но это неблагоприятно скажется на эффективности ASO. В дополнение важно привнести сезонность в игру: события, элементы, заставки, клановые битвы. В социальных сетях провести розыгрыш, выложить сезонные посты, настроить рекламу.

Составьте календарь праздников для каждого вашего приложения и продумайте оформление постов. Отправьте ТЗ дизайнеру и спите спокойно. Но, лучше креативьте новые идеи и проверяйте гипотезы!

Управление репутацией

Репутацию трудно завоевать, но легко потерять. Выстраивать ее и следить за ней нужно постоянно. Ее легко может испортить чье-то мнение в комментариях. Вы можете от кого-то услышать про игру и исходя из посыла либо скачать ее, либо передать дальше, что игра плохая.

Отзывы в магазинах приложений влияют на то, как пользователь оценит игру. Если много отзывов с 1 звездой, то вряд ли он поставит 5. А если он увидит много положительных отзывов, то поймёт – этому приложению люди доверяют. Если негативные отзывы остаются без ответа, то будет ли доверие и рост скачиваний?

Если в комментариях часто пишут об одной и той же проблеме, но ее решение не возможно в ближайшее время, то переводите это в самоиронию. Создавайте мемы, например: «Я отключил интернет, чтобы не было рекламы. В это время разработчик: …» или «Ваши клоны игр впечатляют. Вы наверное ими гордитесь». Обязательно пропишите комьюнити-менеджеру сроки, в течении которых необходимо ответить на негатив.

Чаще всего об играх и компаниях люди узнают из социальных сетей. Прежде, чем скачать какую-то игру или приложение, пользователи спрашивают: «Во что поиграть в 2022 году?» и получают сотни статей, видео-обзоров и других рекомендаций. На этом, кстати, можно сыграть, создав блог “Популярные игры на телефон” и публиковать обзоры и ТОПы игр по жанрам. Людям не интересно, кто составляет рейтинги в таких блогах. Им важно найти хорошую игру. А вот для продвижения компании важно, чтобы за брендом стояли живые люди.

За большинством известных компаний стоит раскрученный личный бренд основателя(ей). Людям интересней наблюдать не за аккаунтами компаний, а за тем, что публикуют люди, относящиеся к компании. Пользователя не привлечь красивым корпоративным профилем. Ему интересней люди, стоящие за профилем: основатель, руководитель, вымышленный персонаж, блогер-амбассадор.

Важно присутствовать во всех популярных соцсетях. Даже, если там нет вашей аудитории. На площадках, где вас нет, легче всего нанести удар по репутации. “Откуда в Одноклассниках любители автобаттлеров или симуляторов, там же одни бабки?” – кто-то спросит и будет не прав. Люди в возрасте играют в игры. И там не только те, кому за 50. И если вдруг кто-то выложит негативный пост об игре с полезным посылом, как предостережение, то такой пост наберет реакции. Этот “кто-то” покупает репосты. Запись разлетается и ее репостят уже живые люди. А если вас нет в Одноклассниках, вы узнаете об этом слишком поздно.

Попробуйте сейчас проанализировать, что говорят о вас и ваших играх в интернете: «бренд + отзывы», «игра + отзывы», «бренд + отзывы сотрудников». Если информации нет, то это также плохо, как если бы было много негатива. Начните создавать положительную репутацию посредством написания статей на профильных сайтах. Если много негативной информации, то на этих же сайтах пишите опровержения от имени «левого» человека. На одно негативное мнение добавляйте два альтернативных.

Я заметил, что сотрудники маркетингового отдела не часто прибегают к написанию отзывов на сайтах-отзовиках. Да и отзывов на игры и приложения там мало. Но кто мешает писать? Может это и капля в море, но никто не знает «что» и «когда» может выстрелить. Как и любой негатив или игнорирование негатива может превратиться в волну серьезных проблем.

Измерение эффективности

Общий анализ

  1. Проверяем позиции по ключам.
  2. Проверяем аналитику в магазинах.

Общий анализ проводиться на протяжении 2-4 дней после обновления в App Store и на протяжении 14 дней в Google Play.

Измерение эффективности

  1. Проверяем позиции по целевым ключам.
  2. Держим в уме изменения позиций и реальную видимость.
  3. Анализируем изменение кол-ва impression и (или) store listing visitors.
  4. Анализируем изменение кол-ва downloads и (или) user acquisition: App Store: сравниваем 2 недели до апдейта и 2 недели после. Google Play: сравниваем 3-4 недели до апдейта и 3-4 недели после.
  5. Анализируем изменение CVR.
  6. Google Play: проверяем количество установок по ключам. Обращаем внимание на другие метрики.
  7. Гипотезируем.

Внешние метрики

Количественные метрики: поисковые запросы, распределение позиций приложения по поисковым запросам. Качественные метрики: распределение семантики в разрезе <популярность запросов — позиции приложения>.
При измерении эффективности учитывайте реальную видимость вашего приложения, которая зависит от:

  1. daily impressions
  2. позиции по запросам
  3. формата выдачи по запросу
  4. наличия рекламы в выдаче
  5. релевантности запросов
  6. конверсии

Видимая зона

Топ-5 — зона с хорошей видимостью App Store.
Топ-8 — зона с хорошей видимостью Google Play.
Топ 5-20 — зона с хорошим потенциалом для роста видимости App Store.
Топ 8-20 — зона с хорошим потенциалом для роста видимости Google Play.

Не относится к брендовой выдаче!

Метрики App Store

In-App Purchases (Покупки в приложении) – Подписки и продление подписки. Восстановленные покупки не учитываются.
Proceeds (Вырученные средства) – Предполагаемая сумма выручки, которую вы получите от своих продаж. Это Цена Клиента за вычетом применимых налогов и комиссии Apple.
Sales (Продажи) – Общая сумма, выставляемая клиентам за покупку приложений, пакетов приложений и покупок в приложении.
Paying Users (Платящие пользователи) – Количество уникальных пользователей, основанных на Apple ID, которые оплатили приложение или покупку в приложении.
Installations (Установки) – Общее количество раз, когда ваше приложение было установлено. Сюда входят повторная загрузка на одно и то же устройство, загрузка на несколько устройств с одним и тем же идентификатором Apple ID и установка общего доступа к семье. Итоговые данные основаны на пользователях приложения, которые согласны поделиться с вами своими данными.
Sessions (Сессии) – Количество раз, когда приложение использовалось в течение не менее двух секунд. Если приложение находится в фоновом режиме и позже используется снова, это считается еще одним сеансом. Итоговые данные основаны на пользователях приложения, которые согласны поделиться с вами своими данными.
Active Devices (Активные устройства) – Количество устройств с хотя бы одним сеансом в течение выбранного периода. Итоговые данные основаны на пользователях приложения, которые согласны поделиться с вами своими данными.
Active in Last 30 Days (Активен в течение 30 дней) – Количество активных устройств с хотя бы одним сеансом в течение 30 дней. Итоговые данные основаны на пользователях приложения, которые согласны поделиться с вами своими данными.
Crashes (Сбои) – Получайте подробные журналы сбоев и отчеты о сбоях в Xcode, такие как уникальные итоговые данные для каждого типа сбоя и количество пользователей, которые его испытали.
Deletions (Удаления) – Количество раз, когда ваше приложение удалялось на устройствах, которые согласились поделиться с вами своими данными. Эти данные включают удаление приложения с главного экрана и удаление приложения через Управление хранилищем. Данные, полученные в результате сброса или удаления содержимого и настроек устройства, не включаются.
Impressions (Впечатления) – Количество просмотров вашего приложения на вкладках “Сегодня”, “Игры”, “Приложения” и “Поиск” в App Store.
Impressions (Unique Devices) (Уникальные просмотры) – Количество уникальных устройств, которые просматривали ваше приложение на вкладках “Сегодня”, “Игры”, “Приложения” и “Поиск” в App Store.
Product Page Views (Просмотры страницы) – Общее количество просмотров страницы вашего продукта в App Store. Включает, когда приложения используют StoreKit для загрузки страницы вашего продукта.
Product Page Views (Unique Devices) (Уникальные устройства) – Количество уникальных устройств, которые просмотрели страницу вашего продукта в App Store.
Pre-Orders (Предварительные заказы) – Общее количество размещенных предварительных заказов за вычетом отмен.
Updates (Обновления) – Общее количество обновлений приложения. Включает автоматическое обновление.
First Time Downloads (Загрузка в первый раз) – Общее количество загрузок вашего приложения в первый раз.
Redownloads (Повторные загрузки) – Общее количество загрузок вашего приложения. Не включает автоматическое обновление или восстановление устройства.
Total Downloads (Общее количество загрузок) – Общее количество загрузок приложений, включая Первые загрузки и загрузки.

Просмотр статистики Google Play

На странице Панель управления приведен обзор ключевых показателей, тенденций, уведомлений и статистики.

В разделе Статистика доступны две вкладки с подробными настраиваемыми отчетами, включающими ключевые показатели и параметры:

  1. Статистика приложений. Значения показателей, по которым вы можете оценить производительность приложений.
  2. Сравнение с аналогами. Все данные здесь нормализованы, то есть приведены к единому масштабу. Анализируя эту информацию, вы можете сравнить свое приложение с группой аналогов.

Презентация с вебинара о локализации мобильных приложений

 

 

 

Детали